Зоны свободной торговли для более открытого рынка
  

В условиях усиливающейся экономической глобализации и многочисленных проблем, связанных со свободной торговлей, страны обычно выбирают двусторонние и многосторонние соглашения о свободной торговле (ССТ). Эти транзакции устраняют торговые и инвестиционные барьеры и способствуют экономическому развитию региона, что объясняет растущее число зон свободной торговли (ЗСТ). Чтобы адаптироваться к последним тенденциям экономической глобализации и далее содействовать открытию Китая, китайское правительство ускорило создание ЗСТ. Придерживаясь основополагающего принципа обоюдного выигрыша и взаимной выгоды, Китай построил множество ЗСТ с целью продвижения общего развития Китая и других стран и регионов мира.

Китайская сеть FTA

К настоящему времени Китай официально подписал 14 ССТ, в которых участвуют 22 страны и региона. Среди них - Соглашения о более тесном экономическом партнерстве (УСППОО), заключенные между материковой частью Китая и, соответственно, отдельными таможенными территориями Гонконга и Макао в 2003 году. Это первые ССТ, полностью реализованные на материковой части Китая.

Китай подписал и внедрил пять ССТ с развивающимися и развивающимися странами. Это: Чили, Пакистан, Перу, Коста-Рика и Республика Корея. Кроме того, Китай подписал пять ССТ с развитыми странами: Новой Зеландией, Сингапуром, Исландией, Швейцарией и Австралией. Среди последних пяти стран Новая Зеландия - первая развитая страна, подписавшая ССТ с Китаем, а Исландия - первая европейская страна, подписавшая ССТ с Китаем. Китайско-асеановское соглашение о свободной торговле в настоящее время является единственным многосторонним соглашением.

Кроме того, материковая часть Китая и Тайвань подписали Рамочное соглашение об экономическом сотрудничестве (ECFA), которое можно рассматривать как предварительную рамочную договоренность о переговорах о ЗСТ.

В дополнение к ССТ, которые были официально подписаны, продолжаются переговоры о ССТ. К ним относятся Региональное комплексное экономическое партнерство (РЦЕП); Китай-ССЗ (Совет сотрудничества стран Залива); Китайско-норвежская ССТ; ЗСТ Китай-Япония-Южная Корея; Соглашение о свободной торговле между Китаем и Шри-Ланкой; Китайско-Мальдивское соглашение о свободной торговле; и ЗСТ Китая-Грузии. Кроме того, в октябре 2007 года Китай завершил совместное исследование Китайско-индийской региональной торговой договоренности (РТС). Страна также приступила к выполнению технико-экономических обоснований в отношении ССТ Китай-Колумбия в 2012 году, ССТ Китай-Молдова в 2014 году и СТА Китай-Непал в 2016 году.

Выгодные потребители

После создания ЗСТ существенно снизит импортные тарифы или даже снизит их до нуля. Тогда отечественные потребители могут покупать качественные импортные товары по более низким ценам. Например, с момента создания ЗСТ Китай-Австралия, лобстеры, стейки и различные вина, произведенные в Австралии, которые раньше были доступны только в отелях высокого класса, теперь доступны и доступны для повседневных потребителей.

Тарифы на импорт молочных продуктов в Новой Зеландии также постепенно снижались в годовом исчислении. Двустороннее соглашение о свободной торговле заявило, что Китай будет постепенно снижать тарифы на молочные продукты в Новой Зеландии с октября 2008 года, и постепенно отменить тарифы на сухое молоко к 1 января 2019 года.

Благодаря китайско-асеановскому соглашению о свободной торговле китайские потребители теперь могут наслаждаться местными фруктами и закусками из стран АСЕАН, такими как свежие пурпурные мангустаны, фрукты дракона и рис из Таиланда, пирог с зеленой фасолью из Вьетнама, сушеное манго с Филиппин, индонезийский сотовый пирог и кофе из Вьетнама и Малайзии.

Китайско-швейцарское соглашение о свободной торговле предусматривало, что Китай будет постепенно снижать тарифы на роскошные часы и медицинские приборы в годовом исчислении и что Китай снизит импортную пошлину на швейцарские часы на 60 процентов в течение 10 лет. В 2014 году, в первый год, когда соглашение вступило в силу, импортная пошлина на швейцарские часы была снижена на 18 процентов, а в последующие годы примерно на пять процентов ежегодно.

Иностранные потребители в странах и регионах, подписавших Соглашение о свободной торговле, также получают практическую выгоду от возможности покупать товары из Китая по более низким ценам.

Увеличение торговли

После создания ЗСТ государства-члены будут взаимно снижать импортные тарифы. Следовательно, и производители, и потребители смогут покупать товары в своих странах-партнерах по более низким ценам, и это расширит торговлю между ними.

Эффект очевиден из ЗСТ Китай-АСЕАН. Согласно статистике Министерства торговли, объем двусторонней торговли между Китаем и АСЕАН вырос почти в девять раз: с 54,8 млрд. Долл. США в 2002 году до 480,4 млрд. Долл. США в 2014 году. В то же время взаимные инвестиции увеличились с 3,37 млрд. Долл. США в 2003 году до 12,2 долл. США. млрд в 2014 году 

- почти четырехкратный рост. В настоящее время Китай является крупнейшим торговым партнером АСЕАН, а региональный блок - третьим по величине торговым партнером Китая.

Подписание в 2005 году Китайско-чилийского соглашения о свободной торговле значительно расширило двусторонние торговые связи. Объем торговли между двумя странами увеличился примерно в 8,4 раза: с 7,1 млрд долларов США в 2005 году до 34,1 млрд долларов США в 2014 году.

Экономики Китая и Швейцарии дополняют друг друга и имеют прочную основу для двусторонней торговли. Кроме того, FTA предоставляет нулевые тарифы на 99,7 процента китайского экспорта в Швейцарию и 84,2 процента швейцарского экспорта в Китай - факторы, которые добавляют значительный импульс к двусторонней торговле. Исследовательское подразделение Switzerland Global Enterprise (SGE) прогнозирует среднегодовой рост объема экспорта из Швейцарии в Китай на пять процентов. По прогнозам SGE, к 2028 году швейцарские компании сэкономят около 5,8 млрд. Шв. Франков (около 4,8 млрд. Евро), поскольку таможенные пошлины будут постепенно сокращаться в течение ряда лет.

Содействие инвестициям  

ЗСТ будут не только стимулировать экономический рост, но и упростить инвестиции для предприятий. ССТ, подписанные Китаем с различными странами, охватывают широкий круг. Они включают устранение тарифных и нетарифных барьеров для содействия свободной торговле, правила стимулирования инвестиций, конкурентную политику, защиту прав интеллектуальной собственности, экологические проблемы и обмены между людьми, что закладывает основу для расширения взаимных инвестиций. По мере вступления в силу ССТ, их устранение барьеров будет стимулировать как взаимные инвестиции, так и торговлю.

Например, с момента вступления в силу китайско-австралийского соглашения о свободной торговле две страны предоставили друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации (НБН) в отношении инвестиций. Это означает, что они предоставляют друг другу тот же преференциальный режим, что и другие экономические и торговые партнеры. Единственное условие заключается в том, что Австралия в будущем не будет пользоваться таким же преференциальным режимом, который Китай предоставляет инвесторам из Гонконга, Макао и Тайваня. Австралия предоставляет Китаю инвестиционный режим высокого уровня, более или менее эквивалентный тому, который предоставляется другим его торговым партнерам, таким как США, Южная Корея и Япония, в форме отрицательного списка.

Между тем, Австралия резко снизила порог для инвестиций китайских сторон в Австралию, стандарт освобождения для инвестиционной экспертизы увеличился с 248 миллионов австралийских долларов до 1,078 миллиардов австралийских долларов. В целях защиты законных прав и интересов инвесторов обеих сторон, ЗСТ включает механизм урегулирования споров. Это обеспечивает в случае любого спора между инвестором и принимающей страной определенные средства правовой защиты для инвестора и мощную систему, гарантирующую его законные права. Таким образом, это повышает доверие инвесторов и успокаивает их.

По данным Министерства торговли Китая, к концу 2014 года китайские предприятия инвестировали в Австралию 74,94 млрд долларов США, включая прямые инвестиции в размере 19,95 млрд долларов США. Таким образом, Австралия была вторым по величине инвестиционным направлением Китая только после Гонконга. К концу апреля 2014 года Австралия в совокупности инвестировала и создала 10 428 предприятий в Китае с фактически использованным иностранным капиталом в размере 7,595 млрд долларов США. Соглашение о свободной торговле предусматривало, что обе стороны будут обещать друг другу высокий уровень открытости своих рынков, обязательство активно поддерживать текущий импульс развития инвестиций обеих сторон и расширять новые области инвестирования.