Обучение вместо того, чтобы просто давать: повышение жизнеспособности развития
 

В последние годы дискуссии о все более влиятельной роли Китая в области международной помощи распространились в общинах по всему миру, но на самом деле Китай далеко не новое дополнение к предоставлению иностранной помощи. Вскоре после основания Народной Республики Китай начал оказывать иностранную помощь, несмотря на собственную бедность и нехватку ресурсов.

Первоначально предлагая поддержку дружественным соседним странам, Китай предоставил помощь более чем 120 странам и региональным организациям в течение 65 лет своего развития, создав модель иностранной помощи с характеристиками Китая в своей долгосрочной практике иностранной помощи.

Политически нейтральный принцип равенства и взаимных выгод

Одним из принципиальных отличий Китая от западных стран в том, как он реализует свою политику внешней помощи, является именно то, что он не навязывает политические условия.

Предоставляя иностранную помощь, Китай придерживается принципа не навязывать какую-либо политическую повестку дня, не вмешиваться во внутренние дела стран-получателей и полностью уважать их право самостоятельно выбирать свое направление и модель развития. Китай поддерживает ценности взаимного уважения, равенства, надежности и взаимовыгодных действий.


 

Агроном из провинции Аньхой демонстрирует студентам из разных развивающихся стран, участвующих в финансируемой правительством Китая сельскохозяйственной программе обучения, как проверить чистоту перца.

Помощь без политических условий, впервые предложенная премьер-министром Чжоу Эньлаем в 1964 году, всегда была ключом к сотрудничеству Китая с другими развивающимися странами. Китай придерживается этого принципа, поскольку он является основополагающим требованием своего дипломатического принципа невмешательства во внутренние дела других стран.

Этот принцип также основан на многолетнем опыте Китая не только как страны-донора, но также как развивающейся страны и когда-то крупнейшего получателя иностранной помощи. Китай усвоил важный урок в использовании иностранной помощи: иностранная помощь может достичь своей величайшей ценности только тогда, когда страна-получатель включит ее в свой долгосрочный национальный план развития. Экономическая структурная реформа или политическая реформа могут быть успешно достигнуты только в пределах самой страны и не могут быть навязаны извне.

То, что Китай ищет взаимовыгодные результаты посредством сотрудничества, а не одностороннего пожертвования, является еще одной важной особенностью иностранной помощи с китайскими характеристиками.

Одна из причин, по которой западные страны потерпели неудачу в оказании помощи, заключается в том, что они продолжали оказывать помощь по одностороннему каналу, поэтому им было трудно установить равные партнерские отношения с некоторыми странами-получателями. Западные страны, как правило, принимают участие в реализации политики, разработке планов развития и определении приоритетов развития для стран-получателей, что наносит значительный ущерб независимости получателей.

Некоторые основные проблемы заключаются в том, что доноры оказывают давление на стратегии развития и системы управления помощью, заставляя их выполнять требования доноров, а не поддерживать национальные системы.

Согласно принципу создания взаимной выгоды посредством сотрудничества, Китай никогда не рассматривает помощь как одностороннее пожертвование или считает, что сама помощь будет способствовать развитию. Китай рассматривает иностранную помощь как двустороннее сотрудничество, направленное на достижение взаимного развития. Это понятие не только помогает достичь равенства в двусторонних отношениях, обеспечивая независимость и эффективное участие стран-получателей и эффективность иностранной помощи, но также интерпретирует иностранную помощь с точки зрения двустороннего сотрудничества, которое оказалось успешным в соответствии с с взаимозависимыми международными отношениями.

Опыт Китая как получателя помощи показывает, что сотрудничество в сфере иностранной помощи стимулировало его развитие гораздо больше, чем сама помощь. С этим принципом двустороннего сотрудничества, политика внешней помощи Китая демонстрирует большую гибкость.

Комбинация помощи, торговли и инвестиций помогает коллективному развитию

Репутация Китая как развивающейся державы в области иностранной помощи может быть объяснена его инновационной комбинацией помощи, торговли и инвестиций. Это сочетание, призванное максимизировать полезность его помощи, является обобщением собственного опыта Китая и логическим результатом взаимовыгодной политики сотрудничества в Китае как развивающейся стране в рамках сотрудничества Юг-Юг.

Основываясь на собственном опыте, Китай никогда не полагает, что одна помощь может способствовать развитию. Помощь Китая должна сочетаться с торговлей и инвестициями, чтобы максимизировать ее полезность при одновременном достижении взаимной 

 выгоды за счет сотрудничества со странами-получателями.

Китайская «модель Анголы» в оказании помощи Африке привлекла широкое внимание и скептицизм со стороны международных сообществ. Китай заключил соглашение, согласно которому Ангола согласилась взять на себя обязательства по будущим нефтяным ресурсам, чтобы финансировать послевоенное восстановление в период, когда у него не было залогового обеспечения и банкротства.

Эта модель была названа «моделью Анголы» Китая в помощь Африке в докладе, опубликованном Всемирным банком. Аспекты этой модели, которые вызывали обеспокоенность, включали «обмен природными ресурсами для национальных инфраструктур» и «размытые границы между помощью и торговлей, а также помощью и инвестициями».

«Ангольская модель» означает, что контракты и соглашения заключаются на основе равенства и взаимной выгоды для предприятий, поддерживаемых правительствами обеих стран. Он действует на основе взаимного уважения национального суверенитета и без вмешательства во внутренние дела. Эта модель является взаимовыгодным выбором в интересах обеих сторон.

«Обмен природными ресурсами для национальных инфраструктур» направлен на то, чтобы превратить потенциальные ресурсы в Анголе в основу реального развития. Используя эту модель, Китай предоставил льготные кредиты отечественным компаниям, чтобы они могли инвестировать в ангольскую инфраструктуру, энергетику и ресурсы, создавая беспроигрышную ситуацию, содействуя экономическому развитию в Анголе, а также прокладывая путь для глобализации китайских предприятий.

В свете аналогичных моделей сотрудничества между Китаем и Гвинеей президенту Гвинеи Альфе Конде было предложено объявить, что африканские страны «приветствуют участие Китая» и «чувствуют себя комфортно при общении с китайцами». Он добавил, что «Китай - это возможность для Африки, и наоборот», и что «президент Анголы Дос Сантос, президент Южной Африки Зума и президент Мали Туре придерживаются той же точки зрения».

Китай ввел льготные кредиты как часть иностранной помощи и использовал рыночные силы, используя помощь для привлечения частного капитала в страны-получатели. Такое сочетание помощи и инвестиций является как отражением процесса реформ в Китае, так и ответом на потребности стран-получателей.

В 1992 году 14-й Национальный конгресс КПК выступил за создание социалистической рыночной экономической системы, и с тех пор рыночные силы стали важным фактором в политике помощи Китая. В 1993 году на Токийской международной конференции по развитию Африки представители Африки заявили, что увеличение иностранных инвестиций является более эффективным катализатором развития, чем традиционная помощь.

Затем, в 1995 году, Центральный Комитет КПК провел конференцию, призывающую к реформе политики помощи Китая в этом контексте. После создания рыночной экономики предпринимательство стало основной движущей силой экономической деятельности, и финансовые институты теперь играют все более важную роль в экономических делах. Конференция была посвящена изменению контекста политических и экономических условий в развивающихся странах. Африканские страны выразили желание увеличить экономический рост и возможности трудоустройства за счет привлечения большего количества иностранных инвестиций в свое экономическое развитие, поэтому участники конференции призвали китайские предприятия играть более активную роль в оказании помощи.

После многих лет противоречий, инновационный подход Китая, сочетающий помощь, инвестиции и торговлю для содействия коллективному развитию, теперь широко признан в международных сообществах. Европейский союз подчеркнул это использование смешения в текущей реформе своей политики помощи.

Фокус на вспомогательной инфраструктуре

Политика внешней помощи Китая сделала социальную инфраструктуру в странах-получателях (таких как образование и здравоохранение) приоритетом, но до сих пор финансовая помощь, предоставляемая Китаем, в основном направлялась на финансирование экономической инфраструктуры в виде беспроцентных займов и льготных займов.

Согласно отчету Всемирного банка, более трети кредитов, предоставленных Китаем для финансирования африканской экономической инфраструктуры, были направлены на развитие электроснабжения и связи. Несмотря на ограниченный бюджет внешней помощи, Китай в полной мере использовал свои передовые технологии и относительно низкую стоимость рабочей силы, чтобы помочь другим развивающимся странам построить множество инфраструктурных проектов в таких областях, как транспорт, связь и энергоснабжение. К концу 2012 года Китай помог другим развивающимся странам построить 598 проектов экономической инфраструктуры. Китай уделяет приоритетное внимание экономической инфраструктуре при оказании иностранной помощи, исходя из потребностей стран-получателей в области развития.

Плохая инфр.

 из-за сдвига в центре внимания иностранной помощи из западных стран. В Африке, например, только 43 процента населения имеют доступ к электричеству - намного ниже среднего мирового показателя в 82 процента. Дороги доступны только для 43 процентов сельских африканцев, что значительно ниже среднемирового показателя в 69 процентов.

Африка остро нуждается в экономической инфраструктуре. Надлежащим образом развитая инфраструктура сократит затраты на ведение бизнеса, обеспечит доступ к рынкам и достижениям в сельском хозяйстве, облегчит торговлю и региональную и глобальную экономическую интеграцию.

Что касается собственного опыта развития Китая, то быстрое расширение инфраструктуры является важным фактором поддержания роста Китая, заключенным в китайской поговорке: «Строительство дорог является предпосылкой для того, чтобы стать богатым». Так что, как развивающаяся страна, Китай лучше понимает центральное место инфраструктуры для целей развития Африки. Кроме того, Китай обладает сравнительным преимуществом в области инфраструктуры, которая обеспечивает большой потенциал для взаимовыгодного сотрудничества и совместного развития.

Важная роль Китая в развитии инфраструктурных проектов в Африке была одобрена африканскими чиновниками. Эльхам Махмуд Ибрагим, комиссар Африканского союза по инфраструктуре и энергетике, заявил на брифинге перед 27-м саммитом АС, что Китай и Африка сотрудничают, чтобы создать беспроигрышную ситуацию. Он сказал: «АС приветствует сотрудничество между Китаем и Африкой в ​​строительстве инфраструктуры и ожидает, что в будущем будет реализовано больше проектов».

Абдалла Хамдок, главный экономист Экономической комиссии ООН для Африки, отметил: «Экономическая интеграция и индустриализация Африки должны основываться на эффективной инфраструктурной системе. Нам очень приятно видеть, что Китай добился больших успехов, помогая Африке развивать свою инфраструктуру ».

Политика зеленой и открытой помощи

Политика внешней помощи с китайскими характеристиками завоевала международное признание и репутацию, а благодаря постоянному развитию стала более экологичной, открытой и более открытой. За последние несколько лет Китай сыграл важную роль в продвижении Повестки дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года и стал важной частью глобального управления.

Перед лицом проблем, связанных с изменением климата, Китай скорректировал свою политику помощи, включив защиту окружающей среды. На конференциях ООН по изменению климата, состоявшихся в Канкуне, Дурбане и Дохе, Китай поделился своим опытом в области энергосбережения и сокращения выбросов. Он также обязался увеличить помощь в природоохранном секторе наименее развитым странам, малым островным государствам и африканским странам, чтобы помочь им развивать чистую энергию и повышать их способность решать проблемы изменения климата.

В 2015 году Китай объявил, что он выделит 20 миллиардов юаней на создание Фонда сотрудничества по климату Юг-Юг в Китае для поддержки других развивающихся стран в борьбе с изменением климата, расширяя их возможности доступа к Зеленому климатическому фонду. Китай помог развивающимся странам улучшить их способность справляться с изменением климата путем финансирования экологически чистых проектов и обеспечения поставок.


 

Двое из 19 ганцев, которые в 2016 году записались на двухмесячный учебный курс в округе Циншэнь провинции Сычуань, чтобы узнать, как производить высококачественные бамбуковые изделия.

Большое внимание было также уделено сотрудничеству между Китаем и другими развивающимися странами в области исследований изменения климата. С 2010 по 2012 год Китай осуществлял техническое сотрудничество с такими странами, как Эфиопия, Бурунди и Судан, и помог этим странам улучшить их использование и управление солнечной энергией, гидроэнергией и другими чистыми источниками энергии. Китай также организовал 150 учебных сессий по вопросам охраны окружающей среды и изменения климата для более чем 120 развивающихся стран, предоставив обучение более 4000 должностным и техническим сотрудникам в таких областях, как развитие низкоуглеродной промышленности, энергетическая политика и защита окружающей среды.

Политика внешней помощи Китая становится все более прозрачной и открытой. Страна опубликовала официальные документы по иностранной помощи (сначала в 2011 году, а затем в 2014 году) с подробным описанием своих концепций финансовой помощи, финансовых ресурсов для иностранной помощи и распределения помощи.

Китай корректирует свою политику помощи все более непредубежденным образом, в то же время оказывая поддержку программам помощи, инициированным многосторонними организациями по вопросам развития, участвующими в международных обменах для сотрудничества в целях развития и расширяющих международное сотрудничество в области иностранной помощи.

Китай также совместно проводил учебные программы, обменивался опытом в области сотрудничества в целях развития и проводил экспериментальное трехстороннее сотрудничество, с тем чтобы эффективно учиться на международном опыте, повышать эффективность своей помощи и улучшать форму, в которой эта помощь принимает.